Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», иными федеральными законами и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
Основные принципы осуществления лицензирования:
1) обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ;
4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах;
7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Цели, задачи осуществления лицензирования. Критерии определения лицензируемых видов деятельности.
Цели лицензирования:
предотвращения ущерба:
- правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан,
- окружающей среде,
- объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ,
- обороне и безопасности государства,
возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачи лицензирования:
1. Предупреждение,
2. Выявление
3.Пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА РФ. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Критерии определения лицензируемых видов деятельности:
1. Виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 статьи 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ущерба (т.е. правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства),
2. Регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Виды деятельности, подлежащие государственному лицензированию.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
1) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
2) производство лекарственных средств;
3) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
4) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности;
5) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
6) частная охранная деятельность;
7) частная детективная (сыскная) деятельность;
8) оказание услуг связи;
9) телевизионное вещание и радиовещание;
10) образовательная деятельность (исключение образовательными учреждениями, в "Сколково");
11) космическая деятельность;
12) медицинская деятельность (исключение медицинские организации в "Сколково");
13) фармацевтическая деятельность;
14) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
15) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
16) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию.
Требования, предъявляемые к месту осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию:
1. Объект:
1.1. Помещение - часть пространства здания или другого объекта недвижимого имущества, выделенная для самостоятельного использования;
1.2. Здание - наземное строительное сооружение с помещениями, для проживания и (или) деятельности людей;
1.3. Сооружение - это результат строительной деятельности для осуществления определённых потребительских функций. (например, мосты, плотины, мачты);
1.4. иной объект;
2. Предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3. Используется при его осуществлении;
4. Соответствует лицензионным требованиям;
5. Принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании;
6. Имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные;
7. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Основные виды субъектов государственной лицензионной деятельности.
1. Субъекты, выступающие в качестве подвластных лиц в государственной лицензионной деятельности – это соискатели лицензии и лицензиаты, которыми, как правило, выступают физические лица – индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Властные субъекты государственной лицензионной деятельности потенциально наделены определенными полномочиями в области лицензирования.
В зависимости от характера полномочий выделяются следующие подгруппы властных субъектов:
2.1) Субъекты, обладающие нормотворческими полномочиями в сфере лицензирования.Среди них: Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ.
• ФС РФ в лице ГД РФ и СФ принимает федеральные законы, определяющие основы лицензирования.
• Президент РФ определяет полномочия подчиненных ему федеральных министерств и ведомств, осуществляемые лицензирование.
• Правительство РФ утверждает акты, определяющие лицензионные полномочия подчиненных федеральных министерств и ведомств: положения о федеральных органах исполнительной власти и положения о лицензировании конкретных видов деятельности.
2.2) Субъекты, обладающие правоприменительными полномочиями в сфере лицензирования.
• Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом о лицензировании.
• Правоохранительные органы являются субъектами государственной лицензионной деятельности через осуществление контрольно-надзорных функций. Например, Прокуратура РФ, органы полиции, следственные органы МВД.
• Негосударственные субъекты, наделенные властными полномочиями. Например, ДНД.
3. РФ и ее субъекты. РФ и ее субъекты обладают лицензионными правами, закрепленными в Конституции РФ, например, в качестве предмета исключительного ведения Федерации установление правовых основ единого рынка.
Источник: Srudopedia